Утверждена
постановлением главы Усть-Удинского
муниципального образования № 38
от 21.08.2012г.
( с дополнением от 23.07.2013г.
распоряжение главы МО № 127)
Муниципальная программа
«Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Усть-Удинского муниципального образования на 2012-2015 годы»
ПАСПОРТ
муниципальной программы
«Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Усть-Удинского муниципального образования на 2012-2015годы»
Наименование Программы |
Муниципальная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Усть-Удинского муниципального образования на 2012-2015 годы» (далее - Программа) |
Основание для разработки программы |
Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; Устав Усть-Удинского муниципального образования; |
Муниципальный заказчик Программы |
Администрация Усть-Удинского муниципального образования |
Разработчик Программы |
Администрация Усть-Удинского муниципального образования |
Исполнители |
Администрация Усть-Удинского МО, ООО «Теплоком», ИП «Рютин». |
Основные цели Программы |
-улучшение качества жизни и благосостояния населения Усть-Удинского МО -совершенствование нормативных и правовых условий для поддержки энергосбережения и повышения энергетической эффективности; -лимитирование и нормирование энергопотребления в бюджетной сфере; -широкая пропаганда энергосбережения; -повышение эффективности использования энергетических ресурсов Усть-Удинского МО; -снижение финансовой нагрузки на бюджет за счет сокращения платежей за воду, топливо и электрическую энергию; |
Основные задачи Программы |
-модернизация объектов коммунальной инфраструктуры; -повышение эффективности управления объектами коммунальной инфраструктуры. |
Сроки реализации Программы |
2012 – 2015 годы |
Структура Программы
|
- паспорт программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Усть-Удинского МО на 2012-2015 годы» Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами. Раздел 2. Основные цели и задачи, сроки реализации Программы. Раздел 3. Система программных мероприятий, ресурсное обеспечение. Раздел 4. Нормативное обеспечение Раздел 5. Механизм реализации, организация управления, контроль над ходом реализации Программы. Раздел 6. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы. Приложение 1: Система программных мероприятий Программа не содержит подпрограмм. |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования Программы составляет в 2012 – 2015 годах – 990 .рублей. В том числе средства местного бюджета и бюджета Иркутской области по годам: 2012 – 30,0 тыс.руб. 2013 – 220,0 тыс.руб. 2014 – 360,0 тыс.руб. 2015 – 380,0 тыс.руб. итого: 990,0 тыс.руб. Бюджетные ассигнования, предусмотренные в плановом периоде 2012–2015 годов, могут быть уточнены при формировании проектов местного бюджета на 2012- 2015 годы |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
-снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры; - благоустроенность населенных пунктов поселения. |
Система организации контроля за исполнением Программы |
Мониторинг реализации Программы осуществляет исполнительный орган муниципального образования - Администрация Усть-Удинского муниципального образования. |
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами.
Программа энергосбережения - это единый комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на экономически обоснованное потребление энергоресурсов, и является фундаментом планомерного снижения затратной части тарифов.
В апреле 1996г. был принят федеральный Закон "Об энергосбережении", являющийся основным документом по реализации политики энергосбережения.
При существующем уровне энергоемкости экономики и социальной сферы муниципального образования дальнейшие изменения стоимости топливно-энергетических и коммунальных ресурсов приведут к снижению эффективности бюджетных расходов, вызванному ростом доли затрат на оплату коммунальных услуг в общих затратах на муниципальное управление.
Для решения проблемы необходимо осуществление комплекса мер по интенсификации энергосбережения, которые заключаются в разработке, принятии и реализации срочных согласованных действий по повышению энергетической эффективности при производстве, передаче и потреблении энергии и ресурсов других видов на территории Усть-Удинского муниципального образования.
Основным инструментом управления энергосбережением является программно-целевой метод, предусматривающий разработку, принятие и исполнение муниципальных целевых программ энергосбережения.
В предстоящий период на территории муниципального образования должны быть выполнены установленные Законом требования в части управления процессом энергосбережения, в том числе:
- применение энергосберегающих технологий при проектировании, строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства;
- проведение энергетических обследований;
- учет энергетических ресурсов;
- ведение энергетических паспортов;
- ведение топливно-энергетических балансов;
- нормирование потребления энергетических ресурсов.
Необходимость решения проблемы энергосбережения программно-целевым методом обусловлена следующими причинами:
1. Невозможностью комплексного решения проблемы в требуемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма;
2. Комплексным характером проблемы и необходимостью координации действий по ее решению.
Повышение эффективности использования энергии и других видов ресурсов требует координации действий поставщиков и потребителей ресурсов.
В силу преимущественно монопольного характера рынка энергии и других коммунальных ресурсов без участия органа местного самоуправления баланс в отношениях поставщиков и потребителей ресурсов будет смещен в пользу поставщиков.
3. Необходимостью обеспечить выполнение задач социально-экономического развития, поставленных на федеральном, региональном и местном уровне.
Принятый Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» является основным документом, определяющим задачи долгосрочного социально-экономического развития в энергетической сфере, и прямо указывает, что мероприятия по энергосбережению и эффективному использованию энергии должны стать обязательной частью муниципальных программ.
В настоящее время создание условий для повышения эффективности использования энергии и других видов ресурсов становится одной из приоритетных задач социально-экономического развития Усть-Удинского муниципального образования.
Раздел 2. Основные цели и задачи, сроки реализации Программы.
Основными целями Программы являются повышение энергетической эффективности при производстве, передаче и потреблении энергетических ресурсов в Усть-Удинском муниципальном образовании за счет снижения в 2015 году удельных показателей энергоемкости и энергопотребления предприятий и организаций на 10 процентов, создание условий для перевода экономики и бюджетной сферы муниципального образования на энергосберегающий путь развития.
Для достижения поставленных целей в ходе реализации Программы органу местного самоуправления необходимо решить следующие задачи:
2.1 Проведение комплекса организационно-правовых мероприятий по управлению энергосбережением, в том числе создание системы показателей, характеризующих энергетическую эффективность при производстве, передаче и потреблении энергетических ресурсов, их мониторинга, а также сбора и анализа информации об энергоемкости экономики территории.
Для этого в предстоящий период необходимо:
- создание муниципальной нормативной базы и методического обеспечения энергосбережения, в том числе:
- разработка и принятие системы муниципальных нормативных правовых актов, стимулирующих энергосбережение;
- разработка, утверждение и внедрение примерных форм договоров на поставку топливно-энергетических и коммунальных ресурсов, направленных на стимулирование энергосбережения;
- создание системы нормативно-методического обеспечения эффективного использования энергии и ресурсов, включая разработку норм освещения, стимулирующих применение энергосберегающих осветительных установок и решений;
2.2. Запрет на применение неэнергосберегающих технологий при модернизации, реконструкции и капитальном ремонте основных фондов.
Для решения данной задачи необходимо при согласовании проектов строительства, реконструкции, капитального ремонта, а также при приемке объектов капитального строительства ввести в практику применение требований по ресурсоэнергосбережению.
2.3. Проведение энергоаудита, энергетических обследований, ведение энергетических паспортов.
Для выполнения данной задачи необходимо организовать работу по:
- проведению энергетических обследований, составлению энергетических паспортов (в соответствии с утверждёнными Правительством РФ требованиями);
2.4. Обеспечение учета всего объема потребляемых энергетических ресурсов.
Для этого необходимо оснастить приборами учета коммунальных ресурсов и устройствами регулирования потребления тепловой энергии объекты недвижимости муниципального образования и перейти на расчеты между организациями муниципальной бюджетной сферы и поставщиками коммунальных ресурсов только по показаниям приборов учета.
2.5. Организация ведения топливно-энергетических балансов.
Для выполнения этой задачи необходимо обеспечить ведение топливно-энергетических балансов органа местного самоуправления, поставщиками коммунальных ресурсов, а также организациями, получающими поддержку из бюджета.
2.6. Нормирование и установление обоснованных лимитов потребления энергетических ресурсов.
Для выполнения данной задачи необходимо:
- разработать методику нормирования и установления обоснованных нормативов и лимитов энергопотребления;
Программа реализуется в 2012-2015 годах.
Раздел 3. Система программных мероприятий, ресурсное обеспечение Программы.
В соответствии с требованиями Закона от 23.11.2009 №261-ФЗ, начиная с 1 января 2010 года, бюджетные учреждения обязаны обеспечить снижение в сопоставимых условиях объема потребленных ими воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии в течение 5 лет не менее чем на 15 процентов от объема, фактически потребленного ими в 2009 году каждого из указанных ресурсов, с ежегодным снижением такого объема не менее чем на 3 процента. Поэтому одним из приоритетных направлений энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Усть-Удинском муниципальном образовании является проведение мероприятий, обеспечивающих снижение энергопотребления и уменьшение бюджетных средств, направляемых на оплату энергетических ресурсов.
Основными потребителями электроэнергии в учреждениях являются: осветительные приборы, насосы систем отопления, оргтехника.
1. Основным из приоритетных направлений повышения энергетической эффективности является проведение мероприятий, обеспечивающих снижение потребления электроэнергии. Мероприятиями по реализации данного направления в муниципальном образовании являются:
проведение обязательных энергетических обследований с разработкой комплекса мероприятий по энергосбережению;
завершение оснащения приборами учета электроэнергии;
внедрение автоматизированных систем учета;
разработка обоснованных лимитов на потребление электроэнергии;
сокращение потребления электрической мощности за счет внедрения альтернативных источников энергии;
прекращение закупки ламп накаливания для освещения зданий;
закупка и установка энергосберегающих ламп и светильников для освещения зданий и сооружений, в том числе светодиодных светильников и прожекторов;
установка датчиков движения и освещенности на осветительных приборах в местах общего пользования внутри зданий и наружном освещении;
пропаганда и методическая работа по вопросам энергосбережения.
2. Основными направлениями повышения энергоэффективности являются меры, обеспечивающие снижение потерь воды в процессе ее передачи. Мероприятиями по реализации данного направления являются:
энергетические обследования и завершение оснащения приборами учета воды;
разработка обоснованных лимитов потребления воды;
пропаганда и методическая работа по вопросам энергосбережения;
внедрение автоматизированных систем учета воды;
Раздел 4. Нормативное обеспечение
Развитие нормативной правовой и методической базы энергоэффективности и энергосбережения в Усть-Удинском муниципальном образовании обусловлено тем объемом полномочий, который предоставлен субъектам Российской Федерации согласно Федеральному закону от 23.11.2009 №261-ФЗ, и призвано обеспечить проведение политики энергосбережения и повышения энергоэффективности на территории поселения.
Приоритетными направлениями совершенствования нормативной правовой и методической базы энергоэффективности и энергосбережения в поселении являются:
совершенствование полномочий органов исполнительной власти в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
разработка порядка организации проведения энергетического обследования частных жилых, многоквартирных домов и помещений жилищного фонда поселения;
разработка перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах;
разработка нормативной правовой и методической базы информационного обеспечения мероприятий по энергетической эффективности и энергосбережению;
Раздел 5. Механизм реализации, организация управления и контроль за ходом реализации Программы.
Руководителем Программы является Администрация Усть-Удинского муниципального образования, которая несет ответственность за текущее управление реализацией Программы и ее конечные результаты, рациональное использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией Программы.
Реализация мероприятий Программы осуществляется на основе:
муниципальных контрактов (договоров), в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
Муниципальный заказчик Программы с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по мероприятиям Программы, механизм реализации Программы и состав ее исполнителей в докладе о результатах и основных направлениях деятельности главных распорядителей средств местного бюджета в установленном порядке.
Отчет о ходе работ по Программе должен содержать:
сведения о результатах реализации Программы за отчетный год;
данные о целевом использовании и объемах привлеченных средств бюджетов всех уровней и внебюджетных источников;
сведения о соответствии результатов фактическим затратам на реализацию Программы;
сведения о соответствии фактических показателей реализации Программы показателям, установленным докладом о результативности;
информацию о ходе и полноте выполнения мероприятий Программы;
оценку эффективности результатов реализации Программы.
Отчеты о ходе работ по Программе по результатам за год и за весь период действия Программы подготавливает муниципальный заказчик Программы и вносит соответствующий проект постановления Администрации Усть-Удинского МО в соответствии с Регламентом Администрации Усть-Удинского муниципального образования.
Отчеты о ходе работ по Программе по результатам за год и за весь период действия Программы подлежат утверждению постановлением Администрации Усть-Удинского муниципального образования не позднее одного месяца до дня внесения отчета об исполнении бюджета Усть-Удинского муниципального образования.
Раздел 6. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы
В ходе реализации Программы планируется достичь следующих результатов:
- наличия в органе местного самоуправления, тепловодоснабжающих организациях:
энергетических паспортов;
топливно-энергетических балансов;
актов энергетических обследований;
установленных нормативов и лимитов энергопотребления;
- снижения относительных затрат местного бюджета на оплату коммунальных ресурсов.
Реализация программных мероприятий даст дополнительные эффекты в виде:
- формирования действующего механизма управления потреблением топливно-энергетических ресурсов и сокращение бюджетных затрат на оплату коммунальных ресурсов;
- снижения затрат на энергопотребление организаций бюджетной сферы, населения и в целом муниципального образования в результате реализации энергосберегающих мероприятий;
Повышение эффективности использования энергоресурсов, развитие всех отраслей экономики по энергосберегающему пути будет происходить в том случае, если в каждой организации и каждом домохозяйстве будут проводиться мероприятия по энергосбережению.
Для исключения негативных последствий реализации таких мероприятий все организационные, правовые и технические решения в этом направлении должны обеспечивать комфортные условия жизнедеятельности человека, повышение качества и уровня жизни населения, развитие экономики и социальной сферы на территории муниципального образования.
Выполнение программы позволит обеспечить более комфортные условия проживания населения Усть-Удинского муниципального образования путем повышения качества предоставляемых коммунальных услуг и сокращение теплоэнергоресурсов. Повысить безопасность эксплуатации и надежность работы оборудования благодаря переходу на менее энергоемкое оборудование. Сократить потребление энергетических ресурсов в результате снижения потерь в процессе производства и доставки услуг потребителям. Обеспечить более рациональное использование водных ресурсов. Улучшить экологическое и санитарно-эпидемиологическое состояние территории.
Приложение 1
к муниципальной программе
«Энергосбережение и повышение
энергетической эффективности
на территории Усть-Удинского
муниципального образования
на 2012-2015 годы
( с изменениями и дополнениями
от 27.07.2013г. распоряжение главы
администрации № 127).
СИСТЕМА
ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
муниципальной программы «Энергосбережения и повышения
энергетической эффективности на территории Усть-Удинского муниципального образования на 2012-2015 годы»
№ п/п |
Наименование мероприятий |
Ответственные |
Финансовые затраты в действующих ценах соответствующих лет (тыс. рублей) |
Ожидаемые результаты, экономическая эффективность |
|||||||
источник финансирования |
всего |
в том числе по годам |
|||||||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|||
1. |
Разработка графика обязательных энергетических обследований объектов муниципальной собственности поселения. |
Администрация Усть-Удинского муниципально-го образования |
Не требуется финансирование |
- |
-
|
- |
- |
Упорядочение проведения обязательных энергетичес-ких обследований |
|||
2. |
Проведение энергетических обследований зданий, строений, сооружений |
Администрация Усть-Удинского МО |
Бюджет Усть-Удинского МО |
230,0 |
30 |
- |
100 |
100 |
Разработка энергетических паспортов и мероприятий по энергосбережению |
||
3 |
Пропаганда и методическая работа по вопросам энергосбережения |
Администрация Усть-Удинского МО |
Не требуется финансирование |
- |
-
|
- |
- |
- |
|||
4 |
Назначение ответственных за энергосбережение в учреждениях и организациях |
Администрация Усть-Удинского МО |
Не требуется финансирование |
- |
-
|
- |
- |
- |
|||
5 |
Постоянный контроль, технический и финансовый учет эффекта от внедрения энергосберегающихмероприятий по энергосервисным договорам |
Администрация Усть-Удинского МО |
Не требуется финансирование |
- |
-
|
- |
- |
- |
|||
6
7 |
Приобретение энергосберегающих ламп, их поэтапная замена Установка приборов учёта холодного водоснабжения в многоквартирных домах |
Администрация Усть-Удинского МО
Администрация Усть-Удинского МО
|
Бюджет Усть-Удинского МО
Бюджет Усть-Удинского МО Бюджет Иркутской области |
560.0
189
11 |
-
-
-11 |
180,
29
|
180,
80
- |
200.
80
- |
Уменьшение потребления электроэнергии на освещение
Снижение объёма потребляемой воды |
||
И Т О Г О |
990 |
30 |
220 |
360 |
380 |